Антон Бушманов МЕТАЛЛОПЛАСТИКА
Татьяна Парнюк
искусствовед, член Союза художников России
Уральский мастер Антон Владимирович Бушманов (род. 1970) специализируется на изготовлении произведений декоративно-прикладного искусства и миниатюры из драгоценных металлов.
Точкой отсчета его творческого пути можно считать 1993 год, когда дипломированный инженер лесного хозяйства заинтересовался металлом, как художественным материалом. Избранную технику литья он усовершенствовал во время работы в известной екатеринбургской фирме «Ювелирный дом» (1994-2002).
Первая профессия и близость к живой природе определили тематику произведений. Увиденные им, казалось бы незатейливые, фрагменты леса послужили формообразующим началом для ряда утилитарных предметов. Серебряный пенек, с фактурной пластичной корой, у основания которого растет семейка рыжих опят, превратился в изящный подсвечник («Сентябрь», 1993).
В наборе для мартини (2005) пучки веток, охваченные двойным кольцом металлического витого шнура, трансформируются в оригинальные ножки с шестью точками опоры. Иногда по серебряным веткам струится гирлянда золотых фигурных листьев. В образованные ветками гнезда вставлены тонкостенные воронкообразные емкости для аперитива из темно-зеленого «таежного» нефрита. Нефрит использован и в другом винном наборе, но в этом варианте сосуды-колокольчики прорастают из полураскрытой серебряной кедровой шишки, а ножкой служит веточка с отростками. Маленькие ликерные рюмочки уютно расположились на спиле дуба с концентрическим текстурным рисунком (2006).
Украшением интерьера является светильник в виде старого, поднятого со дна моря, фонаря из светло-оливкового стекла с эффектом «кракле» (подсвечник «Морской», 2000). Нижнюю часть круглой трещиноватой колбы облепили серебряные створки крупных веерообразных раковин, спиралевидные ракушки и хранящие шум прибоя рапаны. Длинные листья колышущихся водорослей плавно переходят в слегка деформированную дужку. На верхнем ободке успел вырасти «лес» причудливо изогнутых кораллов, пальцы - веточки которых поддерживают серебряный купол раковины с лежащей на поверхности золотой морской звездой. Пластичные, с точно переданной фактурой, литые элементы гармонично сочетаются с шариками белого жемчуга и красного коралла, мерцающими капельками кабошонов желтых цитринов, голубых топазов, зеленых хризолитов и розового кварца. Ясная форма и продуманный декор придают полезной вещи цельность и образную выразительность, вызывают цепь романтических ассоциаций, особенно при зыбком свете живого огня.
Интересна и миниатюрная металлопластика на тему отдыха. Характерной чертой этих композиций является ощущение времени. Отлитая из серебра табуреточка (выс. 4 см) с оставшимися на салфетке символами мужского разговора: остов рыбы и граненый стакан, выступает в качестве ироничного объемного фотоснимка, зафиксировавшего приятный момент прошлого («А помнишь...», 1995). Имитация фактуры иного материала - дерева и холста - в данном случае оправдана задачей максимального приближения к реальности. Небрежно поставленные крохотные (выс. 2,2 см) скрещенные лыжи с ботинками дают возможность двоякого временного толклвания: прогулка уже состоялась или еще предстоит («Лыжный диалог», 1998).Изготовление из серебра мелких предметов стало поводом для эксперимента - тонкие «ювелирные» шнурки выполнены по древней скифской технологии.
Тема непосредственного общения с природой продолжена в многопредметной композиции «Мечты о летней рыбалке», вариации которой Антон разрабатывает с 2004 года. На «деревянных» мостках из рисунчатой яшмы или темного кварцита свободно расположены атрибуты комфортного отдыха. Композиционным центром служит «плетеное» кресло-качалка со вставленным под подлокотник спиннингом. Обязательным дополнением является классическая пивная кружка. В некоторых вариантах появляются радиоприемник и цепь с якорем. Мастер словно играет с миниатюрными предметами: меняет расстановку, вносит незначительные изменения в конструкцию кресла, например, убирает нижнюю перекладину, у каменной прямоугольной подставки срезает углы, делает действующим катушечный механизм удочки, а крышку кружки откидной. Вариативно и использование металла, в одном случае доминирует серебро, в другом - золото, что задает определенное настроение.
Произведения Антона Бушманова отличает понимание специфики материала, ювелирная точность и тщательность исполнения и умелая эстетизация реальных объектов.
© 2024 ООО «Уральская золотая фабрика».
Сделано в web студии ControlStyle.